Форум Юхнова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Юхнова » Эхо войны » И оживают картины минувшего


И оживают картины минувшего

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Несколько лет назад судьба привела меня в Калугу. Школа № 4 встретила доброжелательно. Я постепенно привыкала к новому коллективу, знакомилась с традициями и ритмом работы.

Мне дали классное руководство и как-то очень аккуратно, ненавязчиво предложили помочь в работе школьного гражданско-патриотического объединения «Экипаж», где было немало моих учеников. Так школьная жизнь вовлекла меня в будни военно-патриотической работы. За три года этой работы были поездки, трудовые десанты на братских могилах, концерты в воинских частях и школах-побратимах, интересные встречи с ветеранами и поиск забытых страниц боевого прошлого нашей малой родины.

Как учитель литературы, я помогаю следопытам «Экипажа» в подготовке выступлений, экскурсий, докладов, сочинений. Много лет наши школьники и учителя пытаются прорвать пелену истории, чтобы узнать о героических днях обороны и освобождения Калуги в грозном 1941 году и рассказать об этом землякам. Когда я познакомилась с уже наработанными материалами об участии калужан в декабрьских боях 1941 года, меня потряс образ удивительного человека – полковника Михаила Петровича Краснопивцева. Его фронтовая судьба оказалась яркой, короткой и трагичной.

Моя ученица, десятиклас-сница Настя Самохина, с 7-го класса работая в «Экипаже», пытается воссоздать биографию Краснопивцева. В этой работе ей очень помогло знакомство с его младшим сыном Геннадием Михайловичем, который неоднократно приезжал в Калугу и приходил в нашу школу. У Насти есть его подарок - альбом о Михаиле Петровиче, сделанный руками сына. Осенью 2013 года Настя участвовала в конкурсе сочинений и с большой глубиной и искренностью написала о Михаиле Петровиче. Я хочу, чтобы наши земляки–калужане прочитали строки, написанные юным человеком.

http://s8.uploads.ru/t/KY0Dh.jpg

Вот это сочинение:   

«Война… Это страшное слово не раз мы слышали из уст самых разных людей, читали о ней, писали в своих сочинениях. Вроде бы простой набор букв, всего два слога, но за каждой из этих букв - реки слез и море крови, осколки гранат, вонзающиеся в тела солдат, и осколки разбитых судеб. И тогда эти два слога – вой - на - звучат как два выстрела пушки, как приговор самой смерти, пришедшей забрать не одну и не две, а сотни и тысячи жизней. Невозможно даже на секунду вообразить, как страшно начинать каждый день со стрельбы в живых людей и заканчивать его так же, видеть, как твои товарищи гибнут один за другим, чувствовать, что сердце вот-вот не выдержит, разорвется от вида окровавленных тел и горя, бесконечного, бескрайнего горя, что несет за собой война.

Мы не были там и не сможем сказать доподлинно, что чувствовал каждый человек, каждый воин, идущий в бой, рискующий своей жизнью ради спасения чужих. Сейчас, когда мы смотрим на все это сквозь прошедшие годы, нам тяжело представить, что у любого солдата, любого генерала, у каждого человека до войны были свои цели, планы, стремления. Их судьбы кажутся нам слитыми воедино, их характеры для нас не имеют особого значения. Главное – подвиг, что совершили герои. Но на самом деле, как капли воды собираются в океан, так из каждого выстрела, каждой капли крови, каждого убитого и выжившего солдата складывалась наша Великая Победа.

С судьбой одного из этих героев, защищавших свою Родину, я познакомилась три года назад, когда собирала о нем материал для школьного музея вместе с нашим учителем истории М.В. Глуховым. Михаил Петрович Краснопивцев… Лишь одна судьба, один человек, но в нем и его поступках для меня отразилась вся суть слова ВОЙНА. Мгновения его жизни застыли в моей памяти, словно фотографии в альбоме, и, когда я слышу: «Великая Отечественная война», - в сознании застывшими картинами всплывают минуты жизни защитника нашей Калужской земли от немецко-фашистских захватчиков, запечатленные моим воображением и оставшиеся в моей памяти навсегда. Полистаем же старый альбом с пожелтевшими от времени фотоснимками, что всплывают в моем воображении при воспоминании о герое.

На первом - раннее зимнее морозное утро. Холодное солнце еще только показалось из-за горизонта и уже готовится залить своим ярким светом все вокруг. Белый скрипучий снег завалил улицы, украсил белоснежными шапками серые голые деревья. Он переливается, блестит на утреннем солнце, словно миллионы крошечных бриллиантов, рассыпанных по дворам и улицам… Но свет озаряет не только снежные ковры, покрывающие городские постройки, улочки и дворы – на фото застыли русские солдаты, дерущиеся с фашистами в рукопашном бою. И «бриллианты» уже окропила кровь сражающихся, и многие дома спят полуразрушенные под снежными одеялами, как раненые под простынями. И там наравне с рядовыми солдатами своего полка идет в рукопашный бой полковник М. П. Краснопивцев, в расстегнутом кожаном реглане, точно ему всегда жарко, не брезгующий встать в строй с обычным солдатом, чтобы защищать Родину. Его главной чертой как командира была легендарная храбрость. Он бросался туда, где было опаснее всего, поднимал в людях боевой дух, когда надежды на победу почти не оставалось. Он лично водил солдат в атаку, его любили, за ним шли в бой. Вот и в это мгновение он, такой же смелый и отважный, бросается на врага с непоколебимой верой и надеждой.

Перелистываю страницу альбома и рассматриваю следующую фотографию. Небольшой дворик между зданием бани и котельной на улице Зеленый Крупец в Калуге, где собралось более 200 человек: молодые калужане и бойцы, бежавшие из плена. Краснопивцев стоит перед ними, и на лице его сомнение, но не страх. Ведь он знает, что не должен показать этим юным патриотам, пришедшим, чтобы воевать, что он боится за их жизни. Но одно дело – отправлять в бой солдата, взрослого мужчину, специально обученного, умелого и проверенного, и совсем другое – посылать им в помощь юных, пусть они и сами этого пожелали. Можно только удивляться решимости и крепости духа человека, который решится на такое. Но Краснопивцев знал, что это необходимо для победы. Он отнесся к молодым людям, решившимся на такой подвиг, как к равным, как к настоящим солдатам. Он вышел и встал перед ними, чтобы дать им первое и, возможно, последнее боевое задание в их жизни. Точно так же в июле 1941 года в окружении под Витебском он послал в бой на прорыв своего старшего сына Владлена – юного курсанта военного училища. Это такие моменты войны, которые вызывают не физическую боль, а боль душевную. Днем юных патриотов по приказу полковника Краснопивцева прятали в развалинах, а ночью начиналась их вахта – переправа раненых по льду Оки на правый берег и доставка к окруженным в Калуге продовольствия и боеприпасов. Иначе было не выстоять.

Мрачные мысли теснятся в моей голове. Серые картины, одна тоскливее другой, роятся и жужжат, бьют по сознанию, словно молот по наковальне, оставляя после себя мерзкий зудящий звук. Хочется чего-то теплого, уютного и доброго… Я наливаю себе чашку горячего чаю, сажусь в уютное домашнее кресло, и – вот она, картина из прошлого! В маленькой печке потрескивают дрова, жадно пожираемые огнем. Мягкий желтоватый свет разносится по всей комнате. В ней человек двадцать пять бойцов: кто сидит на табуретке, кто – на полу, а кто – стоит. Все они разбрелись по закоулкам своих мыслей и воспоминаний, каждый думает о своем, но все взгляды устремились в середину комнатушки, где на скрипучем старом стуле в простой солдатской одежде, с горящими, как этот огонь в печурке, глазами и с гармонью в руках сидит все тот же Краснопивцев. Взгляд его устремлен вдаль, он выглядит счастливым и беспечным, как будто и нет никакой войны, как будто и слова такого не существует. И есть только песня да гармонь, и больше ничего не нужно в целом свете, кроме музыки, проходящей насквозь, пронизывающей каждого человека в этой комнате, вызывая самые сокровенные мысли и мечты.

Полковник Краснопивцев знал, что даже на войне необходим отдых не только физический, но и душевный. И иногда по вечерам он шел к солдатам, рассказывал о Гражданской войне, о том, как стоял в Кремле часовым у квартиры Ленина… Он был настоящим офицером, отцом и товарищем своих воинов.

Четвертая картина самая мрачная и печальная из всех. На ней Михаил Петрович в группе прорыва в страшную ночь с 14 на 15 февраля. Он бежит впереди с автоматом в реках, увлекая бойцов за собой. Вокруг - дремучий лес, кромешная тьма, только и слышно, что выстрелы да взрывы. За спиной – огромный путь, и вот уже впереди виднеется та самая спасительная лощина, до которой осталось не больше 300 метров. Искры перекрестного огня мелькают среди веток, там впереди. Еще один рывок, несколько шагов навстречу спасению, к своим – и…

Нет, Краснопивцев не сделает этих шагов. Он будет убит выстрелом фашиста из автомата в грудь. Но окруженные части, бывшие под его командованием, все-таки прорвутся к войскам 50-й армии.

Такие люди, как Михаил Петрович Краснопивцев, безусловно, заслужили и выстрадали свое место в памяти народа. Их геройство неоспоримо, их подвиг, без сомнения, велик.

Весной прошлого года в Калугу приезжал сын Михаила Петровича и мы встречались с ним. Геннадий Михайлович многое рассказал нам о своём отце. После этой волнующей встречи во мне остались мысли и чувства о войне, которыми я захотела поделиться».

Когда я прочитала это сочинение Насти, то подумала: «Все не зря, если у нас растет такая смена».

Наталья САЛЬНИКОВА, учитель литературы школы № 4 г.Калуги.

Историческая справка:

15 февраля исполнилось 72 года со дня гибели в бою под Юхновом героя освобождения Калуги от немецко-фашистских захватчиков полковника Красной Армии Михаила Петровича Краснопивцева. Краснопивцев встретил войну в должности командира полка под Витебском. Там его полк попал в окружение и после 40 дней скитания по тылам врага вышел к своим в районе Брянска, где завершалось формирование 50-й армии. Краснопивцеву доверили 473-й полк 154-й дивизии. В октябре 50-я армия попала в окружение под Брянском, но с боями прорвалась к Туле, встав на её оборону. Полк Михаила Краснопивцева проявил доблесть в этих боях. За оборону Тулы командир полка был награжден третьим орденом Красного Знамени.

В декабре 1941 года в боях за Калугу Краснопивцев командовал частями 50-й армии, освобождавшими Калугу, проявил мужество и волю к победе, за что был награжден орденом Ленина. В феврале 1942 г. Михаил Петрович с частью своих войск попал в окружение под Юхновом. В ночь с 14 на 15 февраля окруженные войска пошли на прорыв и вырвались из окружения ценой больших потерь. Возглавлял группу прорыва полк Краснопивцева. За этот подвиг он был представлен к званию Героя Советского Союза, но награжден орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно. Похоронен, по мнению калужских поисковиков, в братской могиле на мемориальном кладбище у деревни Барсуки.

http://www.vest-news.ru/article.php?id=58835

0

2

Всякий раз, когда правительство моей страны "выходит в эфир"
или я слышу мат молодых женщин в присутствии их же детей,
я органически чувствую, как топчется память этих вот Героев...

Отредактировано Серхио (2014-04-10 19:01:53)

0

3

Мы сами этот, так сказать, ближайший социум себе "сотворяем" из того что есть. И сами являемся частью его - хотим мы этого или нет. И злиться на него из-за поступков... значит злиться на себя. Давайте уясним себе ещё одну простую истину – для нас НЕТ и не может быть будущего, вне своего народа. Наши прародители, кладя свои жизни на алтарь нашего будущего, не делали слепой жертвы, они знали, что меняют свою жизнь на жизнь своих потомков, своего рода. Они знали, что смысл – будущее. Мы же полагаем что смысл – настоящее.

0


Вы здесь » Форум Юхнова » Эхо войны » И оживают картины минувшего