Интересно вот мне, Гжатский тракт - это исключительно Петровский проект, или он проходит по старым шелковым/янтарным путям?
Гжатский тракт
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22009-03-05 23:35:23
Развитие Гжатского транспортного пути, как и многое в России начинается с Петра Великого, который издает указ о строительстве на реке Гжати пристани для вывоза товаров из южных и центральных российских губерний в столицу. Первый же хлебный караван, прибывший в Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. Петр Великий повелел считать Гжатскую пристань «житницей Петербурга».
Быстрорастущая Гжатская слобода во времена Екатерины II становится уездным городом Гжатск (ныне – Гагарин) и получает герб в виде «нагруженной хлебом и готовой к отправлению барки».
Торговый путь способствовал экономическому развитию края, вокруг росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани, не оставляя земледелия.
В годы Отечественной войны 1812 года вдоль Гжатского тракта действовал партизанский отряд Дениса Давыдова и юхновские ополченцы Семена Храповицкого, благодаря чему Юхновский уезд не был оккупирован и разорен армией Наполеона.
Существование Гжатского тракта заканчивается в ХХ веке. Транспортный путь изображен на русских картах издания 1911 года масштаба 1 к 300 000. В годы Великой Отечественной войны копии этих карт использовали части Вермахта при наступлении на Москву в октябре 1941 года в ходе операции "Тайфун".
Поделиться32009-03-06 16:54:32
Это я читал. Но Петра I еще в планах не было , когда атаман Юхна в этих краях купцов грабил.
Поделиться42009-03-06 19:17:14
Древнейший период истории района Гжатского тракта представлен многочисленными памятниками археологии, свидетельствующими о заселенности долины Угры уже в эпоху каменного века. Об архитектурной насыщенности исторической среды парка свидетельствуют монастырские и усадебные комплексы, ансамбли старинных городов, памятники сельской архитектуры и культовые сооружения. Район оставил свой след в истории обороной против нашествия Батыя, участок долины Угры, где происходило Великое стояние на Угре 1480 года.
Стояние на Угре - это важнейший эпизод освобождения Руси от татаро-монгольского ига, когда царь Иван III и хан Ахмат поздней осенью 1480 года встали с войском по обоим берегам Угры и не решались напасть друг на друга. 26 октября река замерзла, но ни татары, ни русские не двинулись с места, ожидая проявления инициативы один от другого. День шел за днем, но положение оставалось неизменным. Как вдруг в огромном татарском лагере началась повальная болезнь — на басурман напал кровавый понос, изнурительный и беспощадный. Эпидемия свирепствовала две недели, и золотоордынские багатуры превратились в стаю обессилевших хищников, не помышлявших ни о чем, кроме избавления от неожиданной хвори. В ноябре войско Ахмата снялось с места и ушло на юго-восток.
Спустя 239 лет, 11 ноября 1719 года Петр 1 издает Указ о строительстве в этом районе, на берегу небольшой речки Гжати – пристани. Сие сооружение предназначалось для сосредоточения и вывоза товаров – по водным системам в Санкт-Петербург. Название пристани дала речка Гжать, как, впрочем, в дальнейшем и городу, и торговому пути, по которому двигались обозы, везущие пеньку, пеньковую пряжу, чистую щетину, медь, воск, заячьи шкурки, выделанные меха, парусные полотна, орехи, рогатую скотину, хлеб, конопляное масло, табак, крупу, муку хлеб и др.
Гжатский транспортный путь, соединяющий Юхнов в Калужской губернии с Гжатском в Смоленской губернии, приобретает особенную значимость для осуществления торгово-экономических связей южных и центральных российских губерний со столицей в начале XVIII – середине XIX века. В Калужской губернии города Калуга, Мещовск, Мосальск, Сухиничи стали главными базами оптовой торговли, откуда товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому транспортному тракту на Смоленщину, к пристани. Многие крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Этот отходный промысел давал возможность крестьянину, не оставляя земледелия, сытно перезимовать.
Весной и осенью транспортный путь был малопроезжим, основная масса товаров перевозилась зимой. В Гжатске товары грузились на барки и по высокой весенней воде сплавлялись в Санкт-Петербург. В период наивысшего развития судоходства отсюда отходили до 800 судов в месяц. В середине XIX века дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта появилась целая инфраструктура - деревни с постоялыми дворами, харчевнями, почтой, где проживали сотни и тысячи людей со своим укладом жизни.
Поделиться52009-03-06 19:23:00
Куда они 239 лет дели? И что в это время происходило я не знаю
Поделиться62009-03-06 23:42:23
Я так пологаю, что как раз ничего и не происходило. Т.к. с падение Византии упал спрос и на янтарь, и все торговые пути, по которым его в Византию возили, тоже захирели. А Гжатский тракт по-моему раньше и был одним из таких путей.
Поделиться72009-04-09 15:23:14
prohogiy
А из за чего собственно весь этот сыр-бор?
Поделиться82009-04-27 20:50:58
Описание Гжатского тракта, из Военно статистического обозрения Российской империи, Калужская губерния, 1849 год
http://turist40.ru/images/istorija/stat … /p0063.jpg
http://turist40.ru/images/istorija/stat … /p0064.jpg
Похожие темы
Карты (топографические) | Маршруты | 2014-02-03 |